Спустя 20 лет вопросы остаются: норвежский опыт «мусорной реформы»
Понять, что мимо проехал мусоровоз ещё и не сразу получится. Всё автоматизировано, оператора не видно. Вместо привычных клещей огромный шланг, который под давлением высасывает мусор.
Эта причудливая техника – часть системы обращения с отходами, которая организована в норвежском Тромсё, и на построение которой ушло около 20 лет.
Туне Марие Мюклеволль, председатель Правления компании по переработке мусора Remiks:
- Люди в Тромсё платят за наши услуги, за то, что мы вывозим мусор. Но компания сама зарабатывает. И в итоге, мы возвращаем деньги в бюджет города в виде налогов. Поэтому скажем так: зарабатывать на переработке точно можно. Главное – сделать правильные инвестиции в нужные направления.
Небольшой Тромсё развивается. В частности, активно строится новое жильё. И уже на этом этапе местный оператор по управлению отходами выполняет свои функции. Во-первых, на стройке также сортируют мусор. Во-вторых, рекомендации компании учитывают при проектировании зданий. В основе подобного подхода – не только технологии, а психология и воспитание.
Туне Марие Мюклеволль, председатель Правления компании по переработке мусора Remiks:
- Мы проводим огромную работу с детьми в детских садах. Моей дочке пять лет и она уже всё знает о цветных пакетах для мусора. Им нравится этому учиться. И детей волнует тема экологии: они говорят о пластике в океане, о том, что страдают животные от этого.
Избавиться от пластика в океане – задача, которую человечеству предстоит решать совместными усилиями. Но вот в рамках одного города исключить из обращения самый востребованный современный материал возможно. Это цель на ближайшие год-два.
Марлен Бернтсен Бротен, заместитель мэра муниципалитета Тромсё:
- Мы всегда можем быть ещё лучше. И всегда можно сделать что-то больше. Сейчас мы стараемся избавиться от пластика. Хотим совсем его не использовать. Покупая каждую вещь мы смотрим: есть ли какая альтернатива, после которой не останется пластиковых отходов. В городе их не должно быть совсем.
А пока пластик в ходу: его активно сортируют, чтобы после отправить на переработку. Разделяют по цветам, плотности материала.
Ивар Стуре Хаделанд, руководитель информационного отдела компании по переработке мусора:
- Подумайте о природе, а потом о том, что отходы - это ресурсы. Не надо просто так выкидывать ценные ресурсы. Это редкие материалы – это не просто мусор больше.
Официально ситуация в городе сейчас следующая: 50% мусора идёт на переработку. Пластик, бутылка, дерево, бумага – все ресурсы, которые продают, что-то производят. И это как раз то, что нам надо начать делать в первую очередь. Если брать те же свалки – 80% объёма мусорной горы занимают перечисленные материалы. Мусор сортируют в автоматическом режиме. Автоматика определяет путь пакета при помощи оптических сенсоров, реагируя на цвет пакета.
Не смотря на видимые успехи, компания и муниципалитет города намерены дальше совершенствоваться. До сих пор не весь мусор сортируют. Это причина прямых убытков для компании.
Ивар Стуре Хаделанд, руководитель информационного отдела компании по переработке мусора:
- Простой пример. У нас часть мусора поступает на сортировку в пакетах из магазина. Внутри 50% отходов, которые нужно сортировать. Если мы сделали чуть больше, рассортировали этот мусор по цветным пакетам дома, то в год экономия составила бы 10 млн. крон.
Это те деньги, которые могли бы пойти на дальнейшую модернизацию предприятия, которое расположено всего в двух километрах от жилых домов. Из трубы не идёт никакого дыма. Только пар. Вообще, как утверждалось в самой компании: если разделить завод на 5 частей, то 1/5 - это камера сжигания. Всё остальное - система фильтрации.
По своей сути предприятие – это электростанция, на которой сжигают 45% всех отходов, вырабатывая энергию. Для обывателя экологические характеристики завода можно описать следующим образом. Концентрация вредных веществ в кубическом метре выбросов меньше, чем производит легковой автомобиль, который заправляют топливом стандарта Евро 6.
Роман Доманский