Между крепким предметником и хорошей классной мамой я выбираю вторую

Сегодня классный руководитель сталкивается со многими «вызовами». К традиционным проблемам, таким как курение за углом, добавилось употребление снюсов, буллинг, ранние половые контакты, да много ещё чего.  

Недавно мне рассказали одну историю. Одноклассница моей дочери, назовём её Александрой, осталась в Котласе, выучилась в педколледже и устроилась работать в одну из котласских школ. Молодая учительница, здорово! Высшее педагогическое образование получает заочно. То есть человек определился с профессией. Но! Меня сильно удивило то, что брать классное руководство девушка совершенно не хочет. И даже готова совсем уйти из школы, чтобы избежать статуса «классной мамы». Хотя, конечно, чего удивляться, если роль и положение классных руководителей минимизировано. Помните, в один «прекрасный» день нам объявили: школа должна заниматься только обучением, а воспитание детей - это задача целиком и полностью семьи. И доплата за классное руководство сегодня устанавливается каждой школой самостоятельно, это может быть 2,5 тысячи рублей, а может и тысяча.

А тут послание президента, в котором как нельзя кстати звучит поручение обеспечить с 1 сентября 2020 года выплаты за классное руководство в размере 5 тысяч рублей, причём из федерального бюджета. Посыл понятен - необходимо вернуть в школу систему воспитания, которую обеспечивали когда-то именно классные мамы, и которая почти утрачена в последние годы. Ведь что получается: классное руководство берут те учителя, которым это нравится, или те, кто уже в «обойме». Новички, молодые специалисты не стремятся взваливать на себя дополнительную нагрузку, да к тому же почти неоплачиваемую. Поэтому большинство классных мам - стажисты, и низкий поклон им! Вспоминаю Валентину Ивановну Захарову во второй школе, она была классным руководителем моей дочери. Родительские опасения, что наш класс взяла немолодая учительница, и что ей будет не до детей, к счастью, не оправдались. Наоборот, Валентина Ивановна сплотила наших ребят совместными походами и поездками, она была заводилой и организатором.

Именно этого мы, родители, и ждём от школы: сплочения, воспитания элементарных товарищеских качеств у ребят, расширения кругозора за счёт тематических классных часов и совместных поездок, в том числе по достопримечательностям в родном городе и за его пределами. Мама третьеклассницы из лицея №3 рассказывает о классном руководителе своей дочери, что Наталья Мочанова очень хорошо взаимодействует с детьми, которые за глаза зовут её ласково «Наташечка-Николашечка», у неё нет любимчиков и нет изгоев. И вроде всё хорошо, но родителям не хватает вовлечённости, как-будто на них у классной мамы уже не остаётся сил и времени, а хочется совместных выездов, походов.

 _______ ______ я Мочанова.png
Учитель Наталья Мочанова
Фото А.Гавриловой
  - Если выбирать между крепким предметником и хорошим классным руководителем, - делится мама, - я выбираю второе, ведь то, что он может дать, ни с каким репетитором не доберёшь


Другая мама, её дочь учится в 8 классе школы №7, считает, что им крупно повезло, их классная мама Оксана Аленевская - образец для подражания: всегда на связи с родителями, всегда знает, чем заняты дети, к тому же поездки, вечера, классные часы. - Мне кажется, когда дети становятся подростками, роль классного руководителя только возрастает, - уверена эта мама, - ведь хороший учитель становится для ребят наставником, другом, авторитетом, к которому они прислушиваются и чьим мнением дорожат.

 ______ _________ я с классом 1.png
Оксана Аленевская с классом
Фото О.Аленевская   

Сегодня классный руководитель сталкивается со многими «вызовами». К традиционным проблемам, таким как курение за углом, добавилось употребление снюсов (снюс - жевательный табак, содержащий более 30 химических веществ с потенциальным канцерогенным эффектом), буллинг (травля большой группой одного человека), ранние половые контакты, да много ещё чего.

Психолог из Москвы Елена Журавлёва давно занимается изучением школьного буллинга. Она проводит семинары для родителей и учителей, обучает, как выявить травлю на ранней стадии, как её прекратить, как жертве и агрессору выйти из ситуации. Елена предупреждает, что учитель сам может стать автором буллинга, делая перед классом замечания конкретному ребёнку за его неопрятный вид, опоздания, плохую учёбу. В то же время именно классный руководитель в самом начале может прекратить травлю, перенаправив внимание детского коллектива на другие цели.

То же самое с курением, подростковой любовью и всем остальным. Правда, есть одно «но»: чтобы выявлять всё это и оперативно влиять, классный руководитель должен хотеть и иметь возможность проводить со своим классом больше времени. А это дополнительная нагрузка, которая оплачивается по минимуму, но сжирает у учителя массу времени, сил, эмоций. Парадоксально, но и повышения платы за классное руководство педагоги ждут с опаской: ведь тогда у начальства, родителей, общества появится право окончательно переложить на учителей обязанности по воспитанию детей и требовать конкретного результата.

Светлана Дейнеко

! Эти и другие вопросы журналист Елена Кермич обсуждает со Светланой Дейнеко, которая написала статью «Между крепким предметником и хорошей классной мамой, я выбираю вторую», а также с классными руководителями 76-й и 7-й школ Котласа Натальей Мариевой и Оксаной Аленевской в подкастах.

Podkast.png