Школа выживания, или Как остановить детскую травлю
Каждый третий ребёнок в России сталкивался с буллингом. При этом о проблеме знает только десятая часть родителей.
Об этом заявила уполномоченный по правам ребёнка в стране Анна Кузнецова. По её словам, эта статистика демонстрирует сложности в понимании взрослыми проблем детей. Более того, почти 70% российских учителей тоже хотя бы раз становились жертвой буллинга.
СПРАВКА: Буллинг - травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.
- В России об этой проблеме начали публично говорить около года назад. Но это явление было всегда, - говорит психолог проекта Травли.net Елена Журавлёва. - Раньше считалось, что в детских коллективах это неизбежное зло: коллектив переболеет этим, дети вырастут и всё само рассосётся со временем. Но исследования показывают, что это не совсем так и даже совсем не так. Мириться с травлей не надо. Можно и нужно проводить профилактическую работу. Очень важно понимать, откуда это берётся и как возникает, тогда появляются инструменты, чтобы с этим работать. Проект Травли.net как раз нацелен на то, чтобы вместе с педагогами разобраться в чём причина, что можно сделать, чтобы в детских коллективах травли не было или по крайней мере стало меньше.
Как правило, травлю организует один человек, обычно это лидер, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. Среди основных видов буллинга - физический, психологический и кибербуллинг (преследование в Интернете).
Эксперты сделали вывод, что жертвами агрессии чаще всего становятся дети, которых дома не поддерживают, но чрезмерно контролируют.
Принято считать, что чаще буллингу подвергаются дети, которые отличаются от других. В любом коллективе есть среднестатистическое большинство, которое одинаково одевается, разговаривает, у них общий круг интересов, схожее материальное положение... Те, кто отличается от них, и находятся в зоне риска.
Но психолог-практик Елена Журавлёва уверена, это «массовое заблуждение». - Любой человек может оказаться в роли жертвы. Второе массовое заблуждение - если мы «уберём» жертву, мы «вылечим» коллектив. Это тоже не работает. Как только мы «убираем» жертву, возникает следующая. И кто попадёт на эту позицию предугадать сложно, защититься от этого практически нельзя, это болезнь группы.
Часто родители даже не догадываются, что их ребёнок подвергается травле (буллингу) или, наоборот, сам участвует в травле. Ведь далеко не все дети могут поделиться этим со старшими.
Стоит обратить внимание, если ваш ребёнок:
✓ начал проявлять агрессию к младшим;
✓ плохо спит и ест;
✓ выказывает признаки страха или сильного нежелания ходить в школу и на внеклассные занятия;
✓ быстро устает и не может сконцентрироваться;
✓ замыкается в себе, становится обидчивым, часто повторяет «ты меня не понимаешь!»...
Но почему у группы людей возникает желание проявить свою власть или злость по отношению к другому человеку? Психологи говорят - так коллектив чувствует себя единым целым. Когда нет позитивной объединяющей силы, возникает спонтанный процесс сплочения на почве борьбы с кем-то или вытеснения кого-то из группы. Это самый примитивный способ ощутить, что они вместе.
И здесь самое главное, чтобы рядом с этими детьми был хороший и внимательный наставник, учитель-друг, который сможет на ранней стадии увидеть это и прекратить. Но важно это делать на доверии, а не с позиции «пойдём и всех накажем». - Важно понимать, что учителей надо обучать работе с группой, потому что время поменялось, - акцентирует Елена Журавлёва. - Сейчас нет такого, что все сидят и беспрекословно слушают учителя, потому что он непререкаемый авторитет. Кроме того необходимо проводить профилактическую работу. Я на своём опыте знаю, что профилактику можно «зашить» внутрь любого урока. Это может делать и учитель-предметник. Вводить на уроке такие формы работы, чтобы дети взаимодействовали друг с другом, учились слышать чужое мнение, бережно относились друг к другу.
К сожалению, участие в травле принимают и сами родители, зачастую не отдавая себе в этом отчёт. Чаще это кибербуллинг. Травля идёт в чатах против какого-нибудь ребёнка. - Это очень тяжёлая ситуация, - добавляет Елена Журавлёва. - Многие считают, что защищают так своего ребёнка, пытаются из любви к нему оградить его от кого-то пагубного, на из взгляд, влияния другого ученика. Им кажется, что если этого мальчика убрать из класса, то дальше будет просто «рай». Но они должны понимать, что это удар по собственному ребёнку: он начинает понимать, что каждый из детей не очень то и значим для этой группы. Если я кому-то не понравлюсь, меня тоже могут выгнать...
Всего этого можно избежать, если и дети, и учителя, и родители начнут признавать, что проблема, действительно, существует. Только в этом случае все участники школьного процесса станут внимательными друг к другу и начнут предпринимать действия для профилактики или искоренения буллинга в своей среде.
Елена Кермич